08.10.2018
Музыкально-дидактические
игры и их значение в развитии музыкальных способностей дошкольников
Дидактическая
игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких
детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на
основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в
играх «Ладушки», «Сорока-белобока», в играх с пальчиками мать привлекает
внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их.
В
дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для
игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия,
правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены
особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного
возраста.
Наличие
дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её
содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой
постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и игровая
задача самого ребёнка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что
она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.
Одним
из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей
обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ
игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения
между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность
ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать
непосредственные желания, проявлять эмоционально - волевое усилие. В результате
этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с
действиями других играющих.
Правила
игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающее
правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся
с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения;
организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в
игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.
Воспитатель
должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять
лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по
принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование
снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые
уловки, чтобы избежать выполнения правил.
Бывает,
что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное.
Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить
нарушение.
Правила
игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь
на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей,
взаимоотношения в игре.
Результат
дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в
развитие умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш,
полученный любым путём.
Игровые
задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы
одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное
воздействие.
Восприятие
музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого
мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому
необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида
искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной
выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру,
характеру.
Именно
с этой целью применяют такие пособия, как музыкально-дидактические игры,
которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную,
слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие
в целом.
Форма
игры очень удобна для восприятия ребенка дошкольного возраста. В дошкольном
возрасте человек расположен к игре намного больше, чем к какой-либо другой
деятельности. Соответственно, необходимо, чтобы музыкально-дидактические игры
были как можно более продуктивные.
Актуальность
применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в
музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе,
с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному
и дифференцированному восприятию музыки.
Цель
применения музыкально-дидактических игр и пособий - развивать музыкальные
способности, углублять представления детей о средствах музыкальной
выразительности.
Объект
исследования - музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста
Предмет
исследования - музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных
способностей детей дошкольного возраста.
Для
решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1.
Характеристика музыкально-дидактических игр дошкольников.
2.
Изучить виды музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста.
Методы
исследования: анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной
литературы, наблюдение продуктивности.
1. Роль музыкально-дидактических
игр в становлении ребёнка
1.1 Игра как ведущий вид
деятельности в дошкольном возрасте
Ребёнок
может активно познавать окружающий его мир и приобщаться к действительности
через деятельность. Ведущая деятельность детей - игра. Она формируется в ходе
воспитания и обучения ребёнка, является спутником детства. Игра помогает детям
освоить опыт человеческой деятельности.
Проблема
игры привлекала внимание исследователей. В педагогике многие известные учёные,
такие, как Е.И. Тихеева, Е.А. Аркин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, положили
теоретические основы игры как одного из важнейших средств воспитания детей.
Д.В.
Менджерицкая обращает внимание на то, что игра является наиболее доступным
видом деятельности детей, способом переработки полученных из окружающего мира
впечатлений. Она отмечает, что именно в игре проявляются особенности
воображения и мышления ребёнка, его активность, эмоциональность и потребность в
общении.
Игра
является первой социальной практикой ребёнка, его реальной жизнью в обществе
сверстников. Поэтому игра важна для формирования нравственной стороны личности
ребёнка. Это было отмечено в работах А.П. Усовой.
Дидактические
игры нашли своё применение в воспитании дошкольников давно. Своеобразие и
отличие этих игр от других средств обучения в том, что они дают возможность
обучать, упражнять, развивать умственные способности ребёнка, а также
формировать ценные черты личности и взаимоотношения детей в привлекательной и
доступной для них форме.
Дидактическая
игра - игра, направленная на расширение, углубление и систематизацию знаний об
окружающем, на воспитание познавательного интереса и познавательных способностей.
Сущность дидактической игры заключена в том, что ребёнок решает умственную
задачу в занимательной форме, сам находит решение, преодолевая при этом
некоторые трудности. Умственная задача воспринимается ребёнком как
практическая, игровая, тем самым повышается его умственная активность.
Таким
образом, можно сделать вывод, что игра является ведущим видом деятельности в
дошкольном возрасте, а дидактическая игра важна для всестороннего развития
ребёнка.
Среди
дидактических игр особое место занимают музыкально-дидактические игры. Для чего
же они нужны в дошкольном детстве? Чтобы ответить на это вопрос, сначала
необходимо выяснить значение музыки вообще для развития ребёнка.
1.2 Роль музыки в воспитании и
развитии ребёнка
С
давних времён музыка считалась важным средством формирования личностных качеств
человека, его духовного мира. Современные исследования учёных подтверждают, что
музыкальное развитие оказывает огромное влияние на общее развитие ребёнка:
формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развивается
чуткость к красоте в искусстве и жизни.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.03.2019
Дата обновления: 26.03.2019
Дата публикации: 08.10.2018