11.02.2019
Стресс у ребенка
Стресс у ребенка считается физиологическим ответным
реагированием, которое сопутствует нервному напряжению. Многие взрослые
индивиды ошибочно полагают, что стрессовым воздействиям подвержены
исключительно особы старшего возраста. Однако малыши не меньше подвержены
отрицательному воздействию стрессогенных условий и переживаний. У детей
стрессовые состояния бывают вызваны самостоятельными первыми шагами, зачислением
в дошкольное заведение или учебное учреждение, переживаниями, спровоцированными
переходом в старший возрастной период и массой прочих факторов. Поскольку все
ребятишки индивидуальны, то и стрессовые обстоятельства будут влиять
неодинаково на каждого из детей.
Всецело оградить собственных чад от влияния жизненных
трудностей невозможно, но исключительно от умного и уравновешенного поведения
мам и пап, их спокойного реагирования в различных обстоятельствах зависит
уровень интенсивности тревожности или нервозности в определенных условиях.
Задачей родителей является обучение малышей верному реагированию на любые
трудности, неприятности и разочарования.
Стресс у детей провоцирует незначительные перестройки в его
организме, которые способствуют преодолению трансформаций окружающей среды.
Подобные перестройки в организме носят временную направленность, после
прекращения влияния на кроху окружающих условий, его организм опять
настраивается на обычное повседневное функционирование.
Причины
стресса у ребенка
Вследствие стремительных перемен в детском поведении можно
выявить наличие у них стресса. Стресс делает малышей неуправляемыми, а их
поведение неузнаваемым. У них появляется общая слабость и быстрая утомляемость,
может возникнуть тошнота и рвотные позывы. Нередко наблюдается повышение
температура у ребенка от стресса.
Все причины, провоцирующие стресс в жизни ребенка, условно
можно разделить на две категории. К первой категории относятся причины,
зависящие от возрастного этапа, на котором находится малыш, и причины, зависящие
от обстановки, которая сложилась в его семье. Данные причины необходимо
рассматривать в комплексе, поскольку они переплетаются постоянно. Также можно
выделить ряд общих для всех малышей факторов, провоцирующих стрессовые
состояния, например, развод родителей или смерть близкого, травмы или переезд,
применение насилия в семье к ребенку или рождение второго малыша.
Стресс в жизни ребенка играет далеко не последнюю роль и
обуславливается возрастным периодом, в котором на данный момент находится ребенок.
У ребенка, находящегося в возрастном периоде до двух лет, стрессовое состояние
может стать следствием заболевания, разлуки с родителями, даже,
кратковременной. Дети остро реагируют на разлуку с матерью.
Стресс у ребенка также могут спровоцировать различные
болезни или эмоциональная нестабильность родителей. Малыши остро реагируют на
тревожность и переживания собственных родителей.
Для выяснения причины, спровоцировавшей стрессовое состояние
у малыша, следует увести его подальше от обстановки дома, например, на прогулку
в парк. Отвлечение от привычной обстановки поможет малышу открыться. Также с
помощью рисования или некоторых ролевых игр можно преодолеть эмоциональный
стресс у детей.
У дошкольников стресс может спровоцировать первое знакомство
с новой для него социальной средой. Малыш, выходя за границы семьи, попадает в
незнакомую среду, вследствие чего испытывает стресс. Ранее он существовал в
атмосфере любви и всеобщего им восхищения. Окружение его составляли только
родные люди, которые все внимание безраздельно отдавали ему. А с выходом малыша
на детские площадки малышу приходится учиться общаться и взаимодействовать
через игровую деятельность с ровесниками.
Но наибольшее количество стресса кроха получает с приходом в
дошкольное учреждение, поскольку он без родителей остается впервые, ему
приходится продолжительное время находиться с ровесниками при этом, совершенно
не имея опыта взаимодействия с ними. Также провоцирующими факторами,
вызывающими стресс у детей дошкольного возраста, являются конфликтные ситуации
со сверстниками или воспитателями, непривычная обстановка. К другим стрессовым
причинам у дошкольников можно отнести просмотр телепередач, содержащих
негативную информацию, посещение лечебных учреждений, принуждение соблюдать
режим в детском саду, страх одиночества и прочее.
У малышей младшего школьного возраста часто стрессовыми
причинами становится напряженное отношение с преподавателями или
одноклассниками в учебном заведении, внутриклассовая конкуренция,
неуспеваемость. На данном возрастном этапе малыш уже начинает понимать, что он
может в чем-то уступать ровесникам. Однако наряду с этим, он еще недостаточно
взрослый для понимания того, что это нормально. Вследствие чего у многих
младших школьников возникают серьезные стрессовые состояния.
Также наступить стрессовое состояние может в результате
наличия внутреннего конфликта, причиной которого может быть раскаяние в
совершении плохого поступка, представления себя злым, безнадежным, непутевым
или плохим. Просмотры телепередач или роликов в сети интернет, несущих
негативную информацию, могут стать факторами, провоцирующими нервозность детей.
Малыши этого возрастного периода характеризуются повышенной впечатлительностью,
поэтому, услышав сообщения о катаклизмах в природе, военных действиях и др.,
они начинают сильно переживать.
Стресс у
ребенка после садика
Агрессивность и эмоциональный стресс у детей может
накапливаться, особенно в течение первого года их хождения в дошкольное
учреждение, после перехода в старшую возрастную группу, вследствие
несложившихся отношений с ровесниками или воспитателями.
Многие психологи считают, что посещение дошкольного
учреждения детьми младше трехлетнего возраста, принесет им только вред и
негативные переживания, которые будут сильнее, чем младше возраст. Ниже
представлены причины таких переживаний.
В первую очередь вследствие физиологического и
психологического развития малышей они еще не в состоянии расставаться с мамой
без вреда. Ребенок может отреагировать невротической реакцией на посещение
яслей. Развитие малыша, ходящего в ясли, может быть заторможенным, в частности
это касается речи. Замедленность развития речи связана с частым общением с ровесниками,
у которых речь также неразвита, и редким общением с взрослыми лицами,
коммуникативное взаимодействие с которыми увеличит словарный запас малышей.
Умение при помощи слов выражать собственные мысли также недостаточно
формируется вследствие преждевременного посещения ребенком дошкольного
заведения. Опять-таки по причине того, что ребенку ранее молчавшему приходится
начинать разговаривать в стрессовых для него обстоятельствах, у него
вырабатывается соответственное отношение к вербальному взаимодействию. В этом
случае речь представляется ребенку в качестве спасительного инструмента, а не в
качестве механизма коммуникативного взаимодействия.
Если маленькая кроха большое количество времени будет
проводить вне привычной обстановки дома, то нарушится его глубокое
взаимодействие с семьей. В дальнейшей жизни это может повлиять на все общение с
родителями во взрослой жизни индивида. В возрасте около трех лет малыши должны
уже уметь свободно вербально взаимодействовать с родителями, составлять фразы и
предложения. Малыши, которых отдали в дошкольное заведение до достижения ими
трехлетнего возраста, склонны утаивать собственные тревоги и переживания, в
будущем они также неохотно будут ими делиться с родителями. В дошкольном
заведении дети учатся держать собственные мысли и тревоги в себе.
Стресс у детей дошкольного возраста после посещения садика
также нередко связан с навязанной разлукой с мамой и папой. Малыш может
воспринимать расставание с родителями в качестве предательства и доказательства
ненужности. Вдобавок в этом кроха не знает, как нужно себя вести в новых
обстоятельствах, он боится, что над ним все будут смеяться и что его поступки
не вызовут одобрения окружающих его детей и воспитателей. Страх перед потерей,
неизвестностью и боязнь неодобрения провоцирует у малышей сильнейший стресс.
Стресс у детей после посещения дошкольных учреждений может
привести к тяжелой и длительной их адаптации.
Не рекомендуется отдавать малышей в дошкольные заведения в
случаях, когда они постоянно болеют. Также стоит помнить и о кризисе развития,
наступающем в трехлетнем возрасте. Ведь именно в данном возрастном периоде
кроха начинает осознавать свою персону в качестве отдельной личности и пытается
демонстрировать это окружающим. Переживание кризиса усиливает чувствительность
малыша, поэтому адаптация в садике может еще больше усугубиться.
Можно выделить ряд существенных факторов риска, которые
увеличивают вероятность возникновения тяжелой формы адаптации к детскому саду.
При обнаружении нескольких неблагоприятных факторов в совокупности начало
посещения дошкольного заведения лучше отложить.
Первую группу факторов относят к дородовому этапу. Это
токсикозы беременных, болезни, конфликтные либо стрессовые ситуации,
перенесенные слабым полом во время беременности или прием лекарственных
препаратов, курение женщины, употребление спиртосодержащих напитков, работа,
связанная с потенциально вредным производством. Чрезмерное употребление мужским
полом спиртосодержащих напитков перед беременностью женщины также является
фактором риска, ведущим к развитию в будущем у малыша осложненной формы
адаптации к детскому саду.
Следующая группа факторов риска имеет отношение
непосредственно к родовому процессу. Это разнообразные осложнения родов,
например, родовая травма у детей или асфиксия, несовместимость по резус-фактору
крови малыша и матери.
Третью группу факторов относят к послеродовому этапу. Это
недоношенность детей или их переношенность, вес тела более 4 килограмм при
рождении. Сюда также относят частые заболевания малышей, курение и употребление
спиртосодержащих напитков женщиной во время периода лактации и кормления
грудью, пассивное курение тоже может отразиться на нервной системе малыша.
Вскармливание искусственными смесями также является фактором риска. К этой
группе также относят депрессию женщины, неудовлетворительные материально-бытовые обстоятельства жизни, задержка развития малыша, неполная
семья.
Таким образом, большинство рисков наступает вследствие
заболеваний, либо ошибочного поведения родителей во время беременности и после
рождения малыша. Неверное воспитание маленького крохи также является фактором
риска.
Некоторые из перечисленных факторов носят непоправимый
характер, другими словами индивиды не в состоянии их изменить. Например, это
причины, связанные с беременностью и родовым процессом. Но ряд факторов
нейтрализовать все же под силу индивидам. Например, исключить курение в
помещении, в котором находится кормящая женщина.
Реакция на стресс у детей дошкольного заведения всегда
различная: дети могут начать мочиться в постели, стать более замкнутыми и
молчаливыми, у них может возникнуть нервный тик или мигание. Часто бывает так,
что малыш становится совершенно неуправляемым, чрезмерно раздражительным,
проявляет приступы ярости.
От стресса у ребенка также нередко повышается температура.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.03.2019
Дата обновления: 27.03.2019
Дата публикации: 11.02.2019